Эта статья посвящена использованию психологи в обучении иностранным языкам и достижению успеха. Информация собранная здесь основана на опыте и знаниях многих выдающихся и успешных тренеров, таких как Тони Роббинс, Роберт Антон Вилсон, Роберт Киосаки, Алан Ватт и посвящена психологии успеха. Не секрет , что многие из тех кто пытался выучить язык и потерпел поражение, провалились не из-за преподавателей и даже не из-за методики, а из-за психологии.
Тони Роббинс утверждает, что правильный психологический настрой это 80 % успеха. И только оставшиеся 20 % приходятся на преподавателей и методики, по которым вы занимаетесь. Да, безусловно, методика очень важна, но ваш психологический настрой, мотивация, эмоции, то, как вы управляете своим временем, является еще более важным в обучении языку. Те, кто занимается с энтузиазмом и оптимизмом – учатся гораздо быстрее и достигают поставленных целей. Те же, у кого не сложилось с изучением языков – использовали противоположный настрой и обладали низкой мотивацией. Их проблема в том , что они считают английский язык сложным в изучении. У них нет энтузиазма. Они полагают, что у них не получится выучить язык. Они не любят английский.
Важно понять, как вы можете управлять своими эмоциями, как вы можете развить в себе сильное, мощное, положительное отношение к языку, как добиться того, чтобы вам не надоедало заниматься. Наоборот, ваши занятия делали вас сильнее, энергичнее и позволяли бы вам достигать своих целей. Среди преподавателей английского языка это называется не лингвистическими факторами, т. е. не связанными непосредственно с изучением языка. На эту тему было проведено много разных исследований, не только связанных с изучением языка, но также и с изучением других дисциплин.
Доктор Стефан Крашен, один из экспертов в области изучения и обучения языкам, провел много исследований, а так же проанализировал много чужих работ и выяснил , что не лингвистические факторы обладают таким же или даже большем значением, чем лингвистические в определении того кто в конечном счете достигнет успешных результатов в обучении. Это означает что ваши эмоции, ваши коллеги, ваше окружение, ваши чувства по отношению к английскому важнее, чем те методы, которые вы используете при изучении.
Итак, как же нам использовать эти знания в обучении. Первое – создайте себе ежедневный ритуал английского языка. Вам нужно задействовать психологию, используйте свое тело, задействуйте и используйте подсознание. Вы можете через воздействие на свое тело, управлять своими эмоциями, чувствовать себя легче, счастливее, расслабленней во время изучения английского. Совершенно противоположное состояние у вас было в школе во время занятий. Возможно, вы чувствовали себя не очень счастливыми сидя на ваших уроках в школе. Очень важно чувствовать себя расслабленно и свободно во время занятий, вы должны получать удовольствие в процессе изучения языка. Этот процесс должен быть больше похож на развлечение, тогда вы будете учиться намного быстрее. Вы легче освоите грамматику, произношение и новые слова, когда вы прекрасно себя ощущаете во время упражнений.
Сейчас мы поговорим о том, с чего же начать сегодня, прямо сейчас, чтобы улучшить ваши успехи в английском за счет изменения вашего психологического состояния.
Итак, первое, что вам нужно сделать, когда вы просыпаетесь утром, это достигнуть пика эмоционального состояния, зарядиться энергией, почувствовать энергию в себе. Вы должны чувствовать себя не просто хорошо, а потрясающе. Т.е перед тем как вы начнете заниматься, вы уже должны себя прекрасно ощущать. Как это сделать? Попробуйте использовать музыку. Поставьте классную, возбуждающую музыку, которая вам нравится, прыгайте, кружитесь, двигайтесь, улыбайтесь, ведите себя как сумасшедший, все что угодно, чтобы почувствовать себя полным энергии и счастливым. Хотя бы 5 минут в день. Затем, когда вы почувствуете себя классно, ваше тело двигается, вы чувствуете энергию в себе, вы счастливы, тогда приступайте к вашим упражнениям. Что касается самих упражнений. Если ситуация позволяет, например вы работаете с аудио, двигайтесь, это позволит вам поддерживать более высокий уровень энергии. Вы можете ходить, бегать, делать упражнения и при этом заниматься по вашей программе, улучшая одновременно и ваш английский и ваше тело и ваше здоровье. Даже если вы слушаете в поезде или за рулем автомобиля, все равно есть возможность немножко двигаться, покрутите шею или плечи, потянитесь и т.п. Если вы занимаетесь дома, тут может быть все что угодно, вы можете прыгать, танцевать, делать силовые упражнения или гимнастику. Делайте что-нибудь со своим телом во время занятий, это позволит вам поддерживать вашу энергию на высоком уровне. Вы будете чувствовать себя лучше, и будете обучаться быстрее.
Так как же мы можем управлять нашими эмоциями, как мы можем контролировать наши эмоции, чтобы чувствовать себя лучше и сильнее изучая английский язык. Легко сказать « Чувствуйте себя хорошо», но большинство людей наоборот ощущают себя не очень, чувствуют скуку или возможно у них просто в жизни такой период, когда они устали, на них навалилось много работы и им сложно учить язык и при этом ощущать себя энергичными и счастливыми.
Существует два способа управления нашими эмоциями. Первый способ – через управление своим телом и второй через фокусировку сознания. Сейчас давайте поговорим о первом способе. Представьте, что вы работали весь день и сильно устали. Вы думаете « Я так устал, я не хочу учить английский. Мне бы лечь на диван, отдохнуть». Как вы можете изменить этот настрой? Конечно, вы можете себе сказать « Я должен заниматься, я должен учиться, я должен чувствовать себя прекрасно», но обычно это не работает. Вы должны начать работать со своим телом, прежде всего, изменить свою позу. Давайте представим, как выглядит ваше тело, когда вы устали. Скорее всего, плечи опущены, вы немного сутулитесь, голова наклонена вперед, выражение лица хмурое или безразличное, глаза смотрят в низ. Все ваше тело как бы стремится в низ, когда вы чувствуете себя усталым. Итак, самым простым способом изменить свои ощущения, свои эмоции это внести небольшие изменения в то, как вы используете свое тело. Попробуйте прямо сейчас. Наклонитесь немного вперед, опустите плечи, ссутультесь, наклоните голову вперед, смотрите вниз. Заметьте, что вы ощущаете. А теперь изменим положение. Давайте расправим плечи, грудь вперед, подбородок задрать вверх, смотрим тоже немного выше горизонта. А теперь, даже если вы не ощущаете себя счастливым человеком – все равно улыбайтесь. Растяните, какую только сможете, улыбку на своем лице. Пусть это выглядит глупо, не важно, все рано улыбайтесь. Вы чувствуете разницу? Полагаю, что да. Каждый раз, перед тем как начать заниматься вы должны проделать эти манипуляции со своим телом и следить за тем, что бы во время занятий данная поза сохранялась.
Есть еще один способ изменения ваших эмоций посредством вашего тела. Другой ключ к изменению ваших эмоций это наше дыхание. То как вы дышите, определяет уровень энергии вашего тела и то, как вы себя ощущаете. Например если у вас поверхностное, прерывистое дыхание, вы будете ощущать себя совсем по-другому , чем если вы будете дышать глубоко. Глубокое дыхание, сильный вздох и задержка воздуха в легких позволяет наполнить ваше тело энергией. Глубокое дыхание это достаточно легкий способ повысить свою энергию. Именно поэтому он издревле применяется в различных религиозных практиках, например в буддизме. Активно пользуются управлением дыханием и спортсмены, они хорошо знают, что это помогает управлять своей энергией и эмоциями и физическим состоянием.
Естественно вы должны комбинировать оба этих метода перед началом ваших занятий и во время упражнений. Несколько минут дышите глубоко с задержкой на вдохе дыхания на 2-4 секунды, затем выдыхаете. В тоже время не забываете о положении своего тела, о том, как вы двигаетесь, как вы сидите. Даже две эти простые техники позволят вам обучаться быстрее, ведь ваш мозг будет бодрствовать во время ваших упражнений. Когда вам скучно, когда вы чувствуете усталость, ваш мозг на половину спит, и вы учитесь не эффективно. Когда вы дышите глубоко, когда у вас правильное положение тела, вы ощущаете себя прекрасно и обучаетесь быстрее. Ведь если вы ощущаете себя по-другому, вы и учитесь по-другому. Не забываете и о своем лице, ведь оно может не только выражать эмоции, но и создавать их.
Подведем итог того как мы используем психологию для управления нашими эмоциями. Первое – поза. Плечи назад, грудь вперед, подбородок вверх, взгляд выше горизонта. Второе – дыхание. Дышим глубоко, небольшая задержка на вдохе. Третье – ваше лицо. Улыбаемся, даже если чувствуете себя скверно. И четвертое – движение. Двигайтесь во время занятий. Это может быть все что угодно от простого потягивания и поворотов головы, до бега и силовых тренировок.
Но что же делать если через 20-30 минут занятий вы снова ощущаете усталость? Сделайте паузу. Остановитесь и дайте себе передохнуть. Снова послушайте заводную музыку. Встаньте, попрыгайте, потанцуйте, подвигайтесь, улыбайтесь. Дышите еще глубже. Разбудите свое тело и приступайте снова к занятиям.
Теперь поговорим о концентрации наших мыслей. Это другой способ управления нашими эмоциями. Здесь мы разберемся, на каких мыслях стоит концентрироваться, а какие наоборот стоит прогнать прочь из вашего сознания. Начнем пожалуй с негатива, того на чем не стоит фокусироваться. Попробуйте вспомнить, на чем вы фокусировались, когда учили английский в школе. Скорее всего, это были тесты и оценки. Все это вызывало у вас сильный стресс, не так ли. А может быть, вы думаете о тесте TOEFL, сколько балов вы сможете набрать. Как эти мысли влияют на ваши эмоции? Вы чувствуете себя расслабленным или подавленным? Большинство людей испытывают стресс, когда думают, что кто-то будет их оценивать. Соответственно, когда люди нервничают и волнуются, они получают плохие результаты. Доктор Стефан Крашен, считает волнение самым главным негативным фактором в освоении языков. Были проведены исследования, в которых две группы параллельно изучали язык. Одна группа находилась все время под воздействием стресса, другая же напротив, находилась в расслабленной атмосфере. Конечно же, через полгода, та группа, которая была расслабленна, имела лучшее произношение, лучшие знания грамматики, лучшие навыки письма , лучшее понимание текстов, легче справлялась с аудированием на слух, показывала лучшие результаты по всем направлениям. Обратные результаты показывали студенты, находящиеся под воздействием стресса. Тоже происходит и в школе. Вы нервничаете, волнуетесь и от того обучаетесь медленнее.
Еще не стоит фокусироваться на маленьких шагах, ведущих к достижению вашей цели. Ваша цель легко и непринужденно разговаривать на английском языке, чувствовать себя уверенно, когда вы говорите. Это хорошая цель, но что если вы фокусируетесь на всем, что вы должны сделать, чтобы достичь цели? Например, вы думаете «Я должен выучить 20000 слов, прослушать 2000 часов аудио записей». Что вы чувствуете в этом случае? Это пугающие цифры, не так ли? Скорее всего, это вызовет у вас сильный стресс и волнение. И это точно убивает вашу мотивацию и веру в себя.
На чем еще не нужно концентрироваться? Не нужно зацикливаться на проблемах. «У меня плохое произношение». «Я делаю грамматические ошибки». Да делаете, но вы же учитесь. Даже носители языка делают ошибки. Если вы фокусируетесь на проблемах – вы нервничаете, мотивация падает. Расслабьтесь. Все мы люди, а людям свойственно ошибаться. Это нормально.
И наконец, не фокусируйтесь на прошлом. У многих был негативный опыт изучения языка, как минимум в школе, а может еще и в институте. Возможно, что вы даже испытывали стресс и на курсах изучения английского языка. Забудьте. Прошлое это не настоящее и не будущее. В прошлом вы использовали традиционные , малоэффективные методы обучения, скучные книжки с грамматикой, зубрежку слов и т.п. Может быть, кому то и удалось достичь успеха с этими методиками, но не многим. Сейчас есть возможность использовать более прогрессивные методы обучения.
На чем же фокусироваться если вы хотите чувствовать себя счастливыми , энергичными в процессе ваших занятий. О чем вы должны постоянно думать, что бы осваивать язык быстрее.
Первое, вместо того чтобы концентрироваться на шагах и проблемах, концентрируйтесь на конечной цели. Используйте воображение, чтобы представить, как вы свободно общаетесь на английском языке. Представьте, что вы при этом чувствуете себя спокойно, уверенно и раскрепощено. Это не требует от вас ни каких усилий, не вызывает стресса и дискомфорта. Вы просто свободно, непринужденно общаетесь. Каждый день представляйте себе конечный результат, тот результат, которого вы рано или поздно достигните.
Второе, фокусируйтесь на тех целях, ради которых вы изучаете язык. Если ваша цель сдать TOEFL, то это плохая цель. Она вызывает скорее стресс и волнение, чем положительные эмоции. Зачем вы хотите пройти тест? Может быть, вам для работы требуется иностранный язык. Возможно, вы собираетесь заняться международной торговлей. Может быть, вы хотите учиться за границей или переехать в другую страну. Представьте себя в этой стране, как вы общаетесь с носителями языка, без усилий, легко. Заводите новых друзей, получаете хорошую, высокооплачиваемую работу. А может быть, вы просто любите путешествовать самостоятельно. Фокусируйтесь на тех целях, которые вызывают у вас сильные положительные эмоции, неважно какими будут эти цели. Составьте себе список и возвращайтесь к нему каждый день. Приучите свой мозг фокусироваться на этих позитивных мыслях, а не на проблемах, прошлом и негативе.